Новая карта демонстрирует распределение серы по поверхности ледяного спутника Юпитера Европы

24.06.2022 0 Автор News

В новом исследовании ученые, используя космический телескоп Hubble («Хаббл»), провели наблюдения в ультрафиолетовом диапазоне поверхности ледяного спутника Юпитера Европы, восполнив таким образом отсутствовавшие ранее данные наблюдений в этой части спектра. Построенная командой карта, охватывающая почти всю поверхность спутника, демонстрирует повышенную концентрацию диоксида серы на «задней» стороне Европы.

Ученые продолжат эти исследования с использованием инструмента под названием Europa Ultraviolet Spectrograph (Europa-UVS), предназначенного для наблюдения поверхности четвертого крупнейшего спутника Юпитера с борта аппарата Europa Clipper НАСА, запуск которого запланирован на 2024 г. Астрономы почти уверены, что под ледяной поверхностью Европы расположен океан соленой воды, объем которого может примерно вдвое превышать суммарный объем всех океанов Земли. Этот спутник Юпитера представляет собой одно из самых перспективных мест для поисков внеземной жизни в Солнечной системе.

«Относительно молодая поверхность Европы в основном состоит из водяного льда, хотя мы обнаруживали на ней и другие материалы, — сказала главный автор нового исследования доктор Трэйси Беккер (Tracy Becker) из Юго-Западного исследовательского института, США. – Для понимания формирования и последующей эволюции Европы необходимо понять, присутствовали ли эти материалы на спутнике Юпитера с самого начала или же были доставлены позднее».

Оценка состава поверхностного материала может помочь понять состав подповерхностного океана. Полученные доктором Беккер и ее командой данные впервые позволили составить глобальную карту распределения диоксида серы, которая хорошо согласуется с крупномасштабными затемненными областями, наблюдаемыми как в видимом, так и в ультрафиолетовом свете.

Как выяснилось, основная часть диоксида серы сосредоточена в «заднем» полушарии по отношению к направлению орбитального движения спутника вокруг Юпитера. Вероятно, концентрация происходит потому, что магнитное поле Юпитера, вращающееся в одном с ним направлении, захватывает частицы серы, производимые вулканами, которые извергаются на поверхности Ио, и направляет их к «заднему» полушарию Европы, считают Беккер и коллеги.

Ио является еще одним из крупнейших спутников Юпитера, однако этот спутник Юпитера является почти полной противоположностью Европы – он считается наиболее вулканически активным телом Солнечной системы. Магнитное поле Юпитера может вызывать химические реакции между водяным льдом и серой, в результате чего происходит формирование диоксида серы на поверхности Европы.

Исследование опубликовано в журнале The Planetary Science Journal.