Астрономы исследовали переменность звезды AB Doradus A

11.03.2024 1 Автор News

Астрономы исследовали переменность звезды AB Doradus A

Индийские астрономы провели долгосрочные рентгеновские наблюдения за близлежащей сверхбыстро вращающейся активной звездой AB Doradus A. Результаты наблюдений, опубликованные 29 февраля на сервере препринтов arXiv, дают важнейшее представление о краткосрочной и долгосрочной переменности этой звезды.

AB Doradus A (сокращенно AB Dor A) расположена на расстоянии около 48,4 световых лет от нас. Это звезда класса K0 в созвездии Золотой Рыбы. AB Doradus A недавно вышла на главную последовательность. По размеру она похожа на Солнце, а ее масса составляет примерно 0,86 солнечной массы. Звезда имеет период вращения около 0,51 дня и демонстрирует сильную магнитную активность со средней рентгеновской светимостью в пределах одного нониллиона эрг/с.

AB Dor A часто вспыхивает и демонстрирует периодическое повышение активности. Одно из предыдущих фотометрических исследований этой звезды показало, что она демонстрирует как минимум два различных типа циклов активности: один с периодом 5-7 лет, когда активность переключается между двумя активными долготами, и другой с периодом 19-22 года, похожий на 11-летний солнечный цикл.

Поэтому, чтобы пролить свет на циклы активности AB Doradus A, Гурприт Сингх и Дживан К. Пандей из Исследовательского института наблюдательных наук Арьябхатты (ARIES) в Индии проанализировали данные, полученные со спутника ЕКА XMM-Newton, который регулярно наблюдает за этой звездой.

Исследование подтвердило, что на AB Doradus A наблюдаются частые вспышки, составляющие в среднем 57 % от общего времени наблюдений. Анализ кривых блеска в состоянии покоя выявил наличие вращательной модуляции в большинстве периодов наблюдений.

На основе корональных изображений AB Doradus A астрономы определили наличие двух различных активных долгот, расположенных на расстоянии 180 градусов друг от друга. Оказалось, что эти активные долготы демонстрируют миграцию и вариации своей относительной яркости, причем одна активная долгота доминирует над другой.

Проанализировав долгосрочную рентгеновскую кривую блеска AB Doradus A, исследователи выделили периоды примерно в 3,6, 5,4 и 19,2 года. Они предполагают, что период в 5,4 года связан с рентгеновским триггерным циклом, а период в 19,2 года может соответствовать долгосрочному циклу. Однако авторы статьи добавили, что исследование требует подтверждения с помощью долгосрочных рентгеновских наблюдений с достаточной периодичностью.