Криминалисты в космосе: анализ пятен крови в условиях микрогравитации

09.03.2024 1 Автор News

Криминалисты в космосе: анализ пятен крови в условиях микрогравитации

По мере того как все больше людей стремятся побывать там, где еще не ступала нога человека, исследователи изучают возможности адаптации судебно-медицинской экспертизы к внеземным условиям.

Новое исследование Стаффордширского университета и Университета Халла рассказывает о поведении крови в условиях микрогравитации и уникальных проблемах анализа пятен крови на борту космического корабля.

Эксперт по пятнам крови, криминалист Зак Ковальске возглавил исследование в рамках своей докторской диссертации в Стаффордширском университете.

«Изучение структуры пятен крови может предоставить ценную информацию о преступлении или несчастном случае. Однако мало что известно о том, как ведет себя жидкая кровь в условиях измененной гравитации. Это область исследований, которая, хотя и является новой, имеет значение для судебных расследований в космосе», — прокомментировал он. — «Криминалистика — это нечто большее, чем просто попытка раскрыть преступления; она также играет важную роль в реконструкции аварий или анализе отказов. С помощью этой концепции рассмотрим, как различные криминалистические дисциплины могут быть использованы при критической аварии на борту космической станции или шаттла».

Эксперименты проводились на борту модифицированного корпорацией Zero Gravity параболического самолета Boeing 727. Использовалась смесь из 40% глицерина и 60% красного пищевого красителя, имитирующая относительную плотность и вязкость человеческой крови. Капли крови выбрасывались из гидравлического шприца в направлении мишени в периоды пониженной гравитации. По этим пятнам крови исследователи реконструировали угол удара.

Соавтор профессор Грэм Уильямс из Университета Халла объяснил: «При отсутствии гравитационного воздействия поверхностное натяжение и сцепление капель крови усиливаются. Это означает, что кровь в космосе имеет более высокую тенденцию прилипать к поверхностям, пока большее усилие не вызовет отслоение. Применительно к образованию пятен крови это означает, что капли крови растекаются медленнее и, следовательно, имеют формы и размеры, которые не могли бы быть отражены на Земле. На Земле гравитация и сопротивление воздуха оказывают заметное влияние на отклонение расчетного угла. Первоначальная гипотеза заключалась в том, что из-за отсутствия силы тяжести некоторые математические расчеты были бы более точными. Однако усиленный эффект поверхностного натяжения стал преобладающим фактором, из-за которого расчеты имели большую погрешность даже в отсутствие гравитации.»

Это первое исследование, касающееся поведения крови в свободном полете. Авторы говорят, что по мере развития технологий в освоении космоса потребность в надежных методах судебной экспертизы будет становиться все более важной.

Статья опубликована в журнале Forensic Science International: Reports.