У галактики F8D1 был обнаружен гигантский приливной хвост

29.09.2022 0 Автор News

У галактики F8D1 был обнаружен гигантский приливной хвост

Используя телескоп Subaru и Канадско-Франко-Гавайский телескоп (CFHT), международная группа астрономов наблюдала ультрадиффузионную галактику, известную как F8D1. Кампания наблюдений выявила огромный приливный поток, исходящий из этой галактики. Находка была представлена 21 сентября на arXiv.org.

Ультрадиффузионные галактики (UDG) — это галактики с чрезвычайно низкой плотностью. Самые большие UDG обладают такими же размерами, как Млечный Путь, но количество видимых звёзд в них составляет около 1%. Ученые до сих пор не могут объяснить, почему эти большие и тусклые галактики не разрываются на части приливным полем родительских скоплений.

Расположенная примерно в 12 миллионах световых лет в группе M81 (группа галактик в созвездиях Большая Медведица и Жираф), F8D1 является ближайшей к Млечному Пути галактикой UDG. Ее эффективный радиус составляет примерно 8 150 световых лет, а светимость на уровне около 40 миллионов Солнц.

Хотя F8D1 была обнаружена еще в 1998 году, она была довольно плохо изучена. Группа астрономов во главе с Рокасом Жемайтисом из Эдинбургского университета, использовала тепловизор Hyper Suprime-Cam (HSC) телескопа Subaru и тепловизор MegaCam на CFHT для исследования этой галактики, надеясь получить больше информации о ее свойствах.

В ходе наблюдений был обнаружен гигантский поток звезд, который простирается от F8D1 на северо-запад, в направлении галактик NGC 2976 и M81. Эту особенность можно увидеть по обеим сторонам NGC 2976. Поток изгибается примерно на 0,8 угловой минуты к западу от основного тела на малых радиусах и меняет направление на больших радиусах, изгибаясь примерно на 1,1 угловой минуты к востоку на расстоянии 40-60 угловых минут.

Размер приливного потока оценивается, по меньшей мере, в 195 000 световых лет. Учитывая, что он содержит 30-36% света основного тела, это указывает на то, что F8D1 подвергается сильному приливному разрушению. Астрономы предполагают, что наиболее вероятной причиной приливного разрушения F8D1 является центральная галактика M81.