Близлежащая активная галактика исследована с помощью обсерватории Чандра

25.03.2023 0 Автор News

Близлежащая активная галактика исследована с помощью обсерватории Чандра

С помощью рентгеновской обсерватории НАСА «Чандра» астрономы провели глубокие рентгеновские наблюдения близлежащей активной галактики NGC 5728 и ее активного галактического ядра. Результаты опубликованные 1 марта на сервере препринтов arXiv, предоставляют важную информацию о свойствах этой галактики и излучения от нее.

Активные галактические ядра — это компактные области в центре галактики, более яркие, чем окружающие галактики. Они очень энергичны, что объясняется либо наличием черной дыры, либо активностью звездообразования в ядре галактики.

NGC 5728, расположенная на расстоянии около 146 миллионов световых лет в созвездии Весы, представляет собой активную спиральную галактику размером почти 100 000 световых лет и оценочной массой около 72 миллиардов солнечных масс. Это галактика типа 1.9 по классификации Сейферта, с сильно затуманенным и сложным активным галактическим ядром, питаемым сверхмассивной черной дырой в ее центре.

Группа астрономов под руководством Анны Триндаде Фалькао из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CfA) в Кембридже, штат Массачусетс, решила наблюдать NGC 5728 с помощью усовершенствованного CCD-спектрометра обсерватории Чандра (ACIS) с основной целью определить детальные морфологические и спектральные свойства расширенного рентгеновского излучения из центра галактики.

«Мы анализируем наблюдения Чандры за активным галактическим ядром NGC 5728 для изучения диффузного рентгеновского излучения, как спектрально, так и пространственно, в зависимости от энергии», — пишут исследователи в статье.

В результате наблюдений была обнаружена общая протяженность излучения более низкой энергии на расстоянии около 13 000 световых лет в направлении главной оси NGC 5728, что также является направлением ионизационного биконуса. Результаты показывают, что размер протяженного излучения зависит от энергии, причем более мягкое излучение (ниже 3 кэВ) более протяженное, чем более жесткое.

Исследование показало, что диффузная эмиссия также расширена в направлении кросс-конуса и что пропускание в направлении кросс-конуса составляет около 2% от направления биконуса. Полученные данные указывают на присутствие жесткого рентгеновского излучения в масштабах килопарсека, что говорит о неоднородной, комковатой структуре тора, которая позволяет излучению выходить из центральной (околоядерной) области на большие радиусы.

Кроме того, результаты показывают, что отношение числа обнаруженных фотонов в области крестового конуса к области биконуса составляет около 16%, ниже 3 кэВ, и уменьшается примерно до 5% в диапазоне энергий 3-6 кэВ. Астрономы предполагают, что причиной этого явления может быть большая концентрация плотных молекулярных облаков в центральной области, поскольку эти облака отвечают за рассеивание и отражение высокоэнергетических фотонов от ядра в диске галактики.